Зарегистрироваться
в программе "Каждой семье - одаренных детей
Создать
персональный сайт для развития и образования ребенка в системе МИР
| |
Почему
теряются одаренность и таланты детей?
«Природа одаренности детей
окутана тайнами и противоречиями. Но от решения этого вопроса зависит все
будущее ребенка, счастье семьи. Родители хотят знать правду и должны знать ее,
несмотря на то, что она тщательно скрывалась.
Почему одни психологи утверждают,
что каждый ребенок одарен от природы, а другие отрицают это и заявляют, что
только избранные становятся одаренными и гениальными? Спор этот длился
столетиями.
Многое радикально изменилось после появления в 1989 – 1990 году нашей методики
«читать, считать, писать и др. – раньше, чем ходить и говорить». Она разрушила
традиционные представления об одаренности. На сегодня можно твердо утверждать,
что каждый ребенок одарен от природы огромным объемом возможных способностей –
потенциалом, которого может хватить на воспитание гения даже в нескольких
областях. Раскрыть этот потенциал родителям можно только отказавшись от
традиционных представлений о природе одаренности и таланта. …»
- В кн.:
Тюленев П.В. Основы раннего развития и глобального образования.
Как сберечь одаренность и сохранить здоровье детей. Сер.: «Каждой семье -
одаренных детей». - М.: АОР, 2003. - 164 с.
Как развить способности
ребенка и сократить затраты и
время на обучение и
образование?
Запомните три числа: 3-30-300:
На то, что гений создает за 3
года,
таланту нужно 30 лет,
а
обычному человеку - 300 лет.
Законы
системы МИР
Начало системе П.В. Тюленева было положено из выводов теории информации и
нейрокибернетики, о том, что каждый ребенок рождается с мощным интеллектуальным потенциалом,
возможности которого еще только предстоит открыть.
В начале 60-х годов обнаружилось, что границы
умственных способностей совершенно неведомы современной науке. В то же время,
была расшифрована структура ДНК, "двойная спираль", и началась работа по
расшифровке генома.
Каждый ребенок оказался носителем сокровища: генома,
закаленного и выдержавшего испытания в течение миллионов лет эволюции
человека. В середине 50-х годов XX века ученые смогли подсчитать, что способностей,
заложенных в генах любого ребенка, хватило бы на то, чтобы стать
нобелевским лауреатом в нескольких областях(!). Стало очевидным, что в
каждой семье рождаются дети не только изначально высоко одаренными, но даже
гениальными и проблем с обучением не должно
возникать. Перед родителями и педагогами открылись необъятные
возможности. Вот в таких условиях были начаты работы по созданию новой системы
обучения.
Казалось, оставалось только найти методы и проверить их
на практике, чтобы сделать счастливыми и детей, и их родителей. Сразу в
нескольких странах появились прогрессивные учителя, которые полностью исключили
неуспеваемость. Но в других странах дальше дело не пошло, да и информация о
"буржуазной педагогике" не доходила.
Более того, как пишет П.В. Тюленев, его
вдохновили несколько публикаций о результатах педагогов-новаторов. Тогда в России
вообще произошли удивительные события: два величайших, как теперь можно
утверждать, педагога 20-го века сократили сроки обучения в средней школе на 30 % (Б.
Никитин) и на 70 % (В. Шаталов)!
Тюленев пишет, что это совпадало с его
предположениями и результатами, но и несколько озадачило: теперь нужно было
думать и идти дальше - как еще больше сократить сроки обучения в школе? Каковы
пределы возможностей новой, научной педагогики и в частности, самой ранней обучаемости ребенка? Он решил следовать только научным
данным, и не поддаваться каким-либо догмам и старым
представлениям, которые могли оказаться ошибочными. Понадобилось почти 20 лет,
чтобы разработать, проверить новые методики, получить
результаты
и 1990 году доказать, что ребенка можно научить
читать, считать ....
- раньше, чем ходить.
Но всем этим научным, расчетным данным и полученным
результатам воспротивились "традиционные педагоги", которые
наложили запреты на все исследования в области ускорения обучения в школах.
Сегодня, как и тогда они стремятся сохранить
традиционный, то есть, возникший ещё в 17-веке подход к воспитанию и
обучению детей, не
желают ничего менять.
Традиционные психологи, тоже всех уверяли, что только три процента
обладают талантами, остальные должны работать, готовиться к
занятиям физическим или техническим трудом.
На исследования в области
раннего чтения, обучения другим умениям и навыкам Академией
педагогических наук было наложено табу, что было весьма странно.
Например, у православных известно выражение, что "начинать воспитывать
нужно тогда, когда ребенок поперек лавки лежит", а в иудейской традиции, в толкованиях Ветхого Завета с
незапамятных времен
предписывается воспитывать ребенка с момента
зачатия.
Родившемуся ребенку нужно было обязательно читать
книги, - считалось, что тогда он будет повелевать другими народами.
...
Но, несмотря на запреты, можно сказать, что
родителям и детям повезло: в России
были проведены исследования максимальных возможностей обучения ребенка и
сделаны важные открытия, показавшие, что действительно, все дети обладают высочайшим
умственным, интеллектуальным и творческим потенциалом. За период с
1970 по 1990 года в России сразу несколькими воспитателями и педагогами
было предложены методики, позволяющие сократить сроки освоения школьной
программы в несколько раз! Была создана система методов
интеллектуального развития, из которой в качестве частных случаев
следовали все известные в прошлом рекомендации воспитания гениев и
выдающихся людей.
К концу
XX-го века
именно в России были
впервые в истории человечества получены
результаты, доказавшие, что ребенка можно научить не только
читать -
раньше, чем ходить, - то есть еще до исполнения года, - но и
печатать на
пишущей машинке. Были специально разработаны методы раннего развития
ребенка, доступные любой матери в период декретного отпуска.
Одновременно с этим оказалось, что рано читающие дети превосходят по
творческим показателям все, что было известно о гениях и выдающихся
людях. Так появилась реальная возможность реализовать программу
"Каждой семье
- одаренных детей".
Но главным условием достижения успеха оказалось: не
подпустить к ребенку "традиционных педагогов", с их опасными
для талантов ребенка
книгами и советами. Проникают они и на телеконференции и форумы по
раннему развитию в Интернете. Они по-прежнему будут оправдывать свою
разрушительную деятельность на протяжении нескольких веков, как
врачи-акушеры пытались оправдать свои теории и методы, и скрывали
открытие Земмельвейса
в 19 веке.
Ваш ребенок достоин лучшей методики
мира. Поэтому родителям важно раз и навсегда разобраться, кто и почему
препятствует развитию способностей ребенка и что делать, чтобы не
допустить утраты его способностей?
Вам повезло: окончилась трехсотлетняя война за
способности и таланты ребенка
Естественно, возникает вопрос:
куда же до сих пор пропадают эти
огромные возможности ребенка? Кто виноват и что делать?
Изучение литературных данных показало, что борьба за
способности, одаренность и таланты детей длится более 350 лет. Эту
детективную
историю можно было бы назвать: "Делом о похищении способностей и талантов
детей".
После открытия феномена
"Читать -раньше, чем ходить", был осуществлен поиск в
литературе сведений об исследованиях в этом же направлению. Оказалось,
что выдающиеся, прогрессивные педагоги-новаторы
Коменский,
Ушинский, Макаренко, Никитин,
Шаталов и другие, в иных странах и временах говорили, что
всё зависит от учителей, и часто на практике доказывали, что причиной
потери способностей детьми являются устаревшие методы
воспитания и обучения. Великими педагогами неизменно делался вывод, что во всем виноват "традиционный подход" к
образованию, укоренившийся только потому, что он выгоден ряду высших
педагогических чиновников чисто по экономическим причинам.
Как и когда возник этот опасный "традиционный" подход к развитию и
обучению? Чем он грозит вашему ребенку?
Расследование обнаружило, что сдерживать
своими ошибочными методиками способности и таланты детей "традиционные педагоги" начали давно,
во времена господства "цехового" разделения общественного труда,
когда врачи скрывали свои секреты от аптекарей и наоборот.С тех пор и в самом педагогическом сообществе примерно каждые полвека
появлялись выдающиеся педагоги, которые
отрицали старые, традиционные методы.
Впервые разоблачил "цеховые секреты" Ян Амос Коменский, предложивший в "Великой
дидактике" современное построение общего "энциклопедического образования". Еще
в 1640 году Коменский, вопреки общепринятым тогда представлениям, утверждал, что ребенок уже к 6-ти годам (!) должен уметь
читать, писать и считать. В те времена происходило примерно тоже самое, что
и сейчас: в домашних условиях обычные родители совершали чудеса
родительской педагогики (Моцарт, Паганини и многие другие). Но, в то же
время, педагоги расписывались в несостоятельности, в невозможности
сохранить и развить таланты. Они предлагали уповать на бога, списывая все
неудачи на отсутствие "дара божьего".
Одновременно с проектом нового содержания
образования, великий чешский педагог и
священник, Ян Коменский заявил, что традиционные методы преподавания совершенно
не годятся для обучения детей и они должны быть изменены в пользу
игровой формы. Он уже тогда предложил конкретный вариант перестройки методического
обеспечения для школ. Кстати, этот вариант следовал в качестве частного
случая из системы МИР, где
реализована система игрового обучения, например, истории, для рано
читающих детей возраста от 2-х - 4-х лет (видеоматериалы
записаны в 1991 году).
Однако, поразмыслив, европейские педагоги ответили, что
обучать детей "в игровой форме" будет слишком просто и этим смогут заниматься все,
кому не лень, и даже, не дай бог! - родители, в результате высокое звание
педагога пострадает. Таким образом, в середине 17-го века европейское
педагогическое сообщество решило, в целом, сохранить традиционную систему
обучения, в противовес новаторским, прогрессивным идеям. Вместе с тем,
тогдашние педагоги
приняли научное, энциклопедическое, по сути, содержание
образования, предложенное Коменским. С тех пор девизом традиционных
педагогов стало: "Давать больше, но делать это - по старому".
Вот так пути науки, научного прогресса и
"традиционной педагогики" разошлись, можно сказать, диаметрально. В
связи с возросшим содержанием учиться детям стало труднее, поскольку
сохранились старые, негодные методы обучения 17-го века.
Вот тогда-то официальная педагогика и стала называться
"традиционной" или "консервативной". Её главная
черта: отрицание высокого умственного потенциала, неверие в способности
ребенка.
В последующие столетия среди противников традиционного подхода к образованию,
предложивших свои методы, были Песталоцци, Ушинский, Монтессори, Дьюи,
Макаренко, Сухомлинский, Никитин, Шаталов, Зайцев ... и множество
других, менее известных прогрессивных педагогов и воспитателей.
Споры между педагогами - новаторами и учеными, с
одной стороны, и традиционными педагогами
продолжались более 350 лет. Основным
аргументом у традиционных педагогов остался прежний: "Если все дети
будут способными, то кто же будет работать?". Этот аргумент не имеет
ничего общего с интересами родителей и общества, тем более в эру высоких
технологий. Решить его могут только родители, которые теперь могут
отдать ребенка либо в "традиционный" детский сад или школу, либо в
современный, по "системе МИР".
|